Портфолио — это набор материалов, демонстрирующих умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма педагога.
Портфолио — индивидуальная папка в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности:
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.
Каждый из нас индивидуален, у каждого свои интересы и потребности, свое видение окружающей действительности, а значит и свое представление о том, что должен содержать портфолио.
Ниже предложен один из вариантов структуры портфолио.
- Общие сведения:
- фамилия, имя, отчество
- образование
- специальность
- квалификация
- стаж педагогической работы
- Самообразование педагога:
- тема самообразования и материалы по ней
- курсы повышения квалификации
- творческие работы на курсах повышения квалификации
- участие в конференциях, круглых столах, семинарах
- участие в экспериментальной работе, проекты
- Достижения педагога:
- грамоты
- благодарности
- награды
- звания
- Методическая работа:
- участие в методическом объединении учебного заведения, города
- перспективные планы работы
- отзывы на открытые занятия
- проверочные тесты, разработанные педагогом
- методические разработки
- авторские программы, презентации к занятиям
- мультимедийные разработки педагога
- Распространение передового опыта:
- конспекты открытых занятий
- материалы выступлений, тексты докладов на окружных семинарах, конференциях, собраниях.
- публикации, буклеты
- Достижения воспитанников:
- результаты участия в конкурсах
- проектные и творческие работы воспитанников
- диагностика по срезам знаний
- Творческая работа:
- проекты с использованием ИТ
- программы кружков, факультативов
- сценарии праздников, собраний, развлечений
- экскурсионная работа
Каждый элемент портфолио должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику прогресса.
Желательно, чтобы при оформлении окончательного варианта портфолио содержал сопроводительное письмо владельца с указанием цели, предназначения и краткого описания данного документа, оглавление с перечислением разделов и основных элементов представляемого портфолио, самоанализ и взгляд в будущее.
При формировании портфолио важно не количество, а качество материалов
Рекомендации по составлению портфолио.
- В портфолио может быть включено всё, что служит свидетельством
- усилий, достижений и прогресса в профессиональной деятельности данного педагога. Педагог может выбирать из предложенного ниже перечня те или иные пункты самостоятельно.
- Каждый отдельный материал должен датироваться.
- Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение
- в пояснительной записке, в которой следует указать, какие материалы включены в портфолио, и обосновать тот факт, что именно эти материалы являются свидетельствами профессионализма аттестуемого.
Разделы | Рубрики | Содержание |
Портрет | Общие сведения о педагоге. В этой рубрике можно представить себя в форме резюме, самопрезентации. | Фамилия, имя, отчество, год рождения. |
Профессиональный путь (раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога) | 1. Образование, специальность:
вуз (копии документов). 2. Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данной организации (место работы, период, должность, преподаваемые учителем предметы). 3. Повышение квалификации – учреждение, дата, название курса, объём курсовой программы (копии документов, подтверждающих повышение квалификации) 4. Наличие учёных и почётных званий и степеней. |
|
Аттестация | Квалификационная категория, дата и номер приказа о присвоении категории, сертификат (копия). | |
Методическая работа | Самообразование педагога | 1. Тема самообразования и
материалы по ней. 2. Участие в конференциях, круглых столах, семинарах (тематика мероприятий, название проводившей её организации, форма участия, выступления). 3. Участие в экспериментальной работе (тематика и описание творческих, проектных, экспериментальных работ). 4. Творческие работы на курсах повышения квалификации. |
Методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога | 1. Участие в методическом
объединении организации образования, города (тематика, степень участия, выступления). 2. Учебные программы (государственные, авторские). 3. Записи (конспекты, разработки) уроков (занятий). 4. Программы итоговых и промежуточных аттестаций обучающихся. 5. Контрольные, проверочные работы, тесты, лабораторные работы, разработанные педагогом. 6. Изготовленные педагогом наглядные пособия, дидактические материалы и пр. 7. Презентации к урокам (занятиям), банк флипчартов. 8. Мультимедийные разработки педагога. |
|
Опыт работы (подготовка творческого отчёта, реферата, доклада, статьи) | 1. Разработки открытых
уроков. 2. Выступления на семинарах, конференциях. 3. Тезисы докладов на (городских, областных, республиканских) семинарах. 4. Публикации. |
|
Внеклассная работа. | 1. Проекты с
использованием ИКТ. 2. Программы кружков, факультативов 3. Предметные недели, олимпиады, конкурсы. 4. Сценарии внеклассных мероприятий. 5. Экскурсионная работа. |
|
Достижения (динамика результатов педагогической деятельности педагога за определённый период) | Копии документов о наиболее значимых правительственных наградах, грамоты, благодарственные письма, печатные материалы. | |
Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, участие в методических неделях. | Копии дипломов различных конкурсов. | |
Подготовка воспитанников к участию в конкурсах. | 1. Победители конкурсов,
соревнований и др. 2. Копии дипломов, грамот, полученных детьми. 3. Проектные работы обучающихся. 4. Описание творческих работ обучающихся. 5. Показатели качества знаний учащихся за последние 3 года |
|
Отзывы. | Отзывы детей, коллег, родителей, администрации и пр. | |
Диагностика | Сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года. | |
Вариативная часть | Документы по усмотрению педагога. |