Школа Наставничества

Ежегодно в КГУ «Детский дворовый клуб» приходят молодые специалисты, которые уже в начале своей деятельности испытывают затруднения профессионального, психологического и социального характера. Каким этот педагог будет через год-два? Как он вольется в коллектив? Ответы на эти вопросы во многом зависят от организации и помощи начинающему педагогу. С этой целью в КГУ «Детский дворовый клуб» ведется непрерывная работа с молодыми педагогами. Работа осуществляется через Школу Наставничества,  руководителем которой является заведующий методическим кабинетом, Никитина Н.Н.

         На начальном этапе было разработано Положение о Школе Наставничества, определена цель и сформулированы задачи.

Цель работы ШН: повышение научно-теоретической и методической подготовки, совершенствование профессионально-методического мастерства молодых педагогов.

Задачи работы ШН:

  • обеспечение непрерывного процесса становления молодого педагога через изучение и внедрение опыта других педагогов и через практическое осмысление теоретических знаний;
  • обеспечение эффективности работы молодого педагога путем постоянного анализа достигнутых и желаемых результатов;
  • формирование мотивации самосовершенствования молодого педагога;
  • психологическая помощь молодым педагогам в процессе адаптации к новым жизненным ситуациям, в социализации молодого педагога.

Практика организации и помощи, молодым специалистам прошлых лет показала, что без диагностики нельзя оптимально управлять какими бы то ни было педагогическими процессами. Смысл диагностирования состоит в том, чтобы получить реальную и по возможности наглядную картину действительности.

Диагностический подход позволяет:

  • точно учесть потребности педагога по всем направлениям развития педагогического мастерства;
  • объективно оценить промежуточные и конечные результаты;
  • определить перспективы создания наиболее благоприятных условий для развития творческой деятельности;
  • наметить программу роста педагогического мастерства каждого молодого специалиста;
  • учесть при организации методической работы не только проблему взаимопомощи в овладении профессиональными знаниями, но и аспекты психологической совместимости при создании микрогрупп;
  • обеспечить тесную взаимосвязь методической работы с самореализацией педагогов, с повышением их общего культурного уровня;
  • обеспечить оптимальное планирование методической работы в ШН.

Таким образом, на подготовительном этапе диагностирование выявляет возможности молодого специалиста и позволяет оценить результаты обучения, которое он получил в сравнении с требованиями, предъявляемыми к современному педагогу. Молодым специалистам были предложены анкеты успешности его как педагога. Анализ анкет показал, что молодые специалисты соответствуют полученному образованию, легко обучаемы и не испытывают трудностей при планировании своей работы. Однако большая часть вопросов возникает при непосредственном проведении кружковых занятий и контроле деятельности воспитанников. С учетом полученных результатов был выстроен план проведения и темы семинаров.

Молодые специалисты охвачены методической работой в полном объёме и на высоком уровне. Все методические формирования и наставники работали согласно планам, которые выполнены в полном объеме. Кроме того, молодые специалисты получали постоянные консультации по работе с документацией, планированию учебного материала, составлению плана и разработок открытых занятий. Педагоги-наставники, руководители методических объединений и заведующий методическим кабинетом в течение года посещали занятия молодых специалистов с целью оказания им методической помощи. В свою очередь молодые специалисты посещали занятия своих наставников, а также все открытые занятия, проводимые на протяжении учебного года, принимали участие в их анализе.

Работа с молодыми специалистами помогла становлению их педагогического мастерства. Так, молодыми мастерами производственного обучения были проведены открытые занятия и мастер-классы, опубликованы методические материалы на образовательных интернет — сайтах, они принимали участие в подготовке воспитанников дворовых клубов для участия в конкурсах профессионального мастерства.

В будущем учебном году целесообразно продолжить консультационную работу с молодыми специалистами.

Вывод. Период адаптации молодых специалистов прошел успешно. Молодым специалистам оказывается помощь администрацией и педагогами-наставниками в вопросах совершенствования теоретических знаний, повышения профессионального мастерства.

Задачи на следующий учебный год:

  • работать над повышением компетентности молодых педагогов в вопросах развития интеллектуального и творческого потенциала молодых педагогов на занятиях;
  • обеспечение рефлексии и самоконтроля на протяжении всего занятия.
  • направить работу на изучение и практическое применение эффективных методов работы с воспитанниками.