«Подростковый возраст. Психологические особенности».

Каждый возраст хорош по-своему. И в каждом из них есть свои особенности и сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Так что же такое подростковый возраст?

«Подростковый возраст — стадия индивидуального развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».

Давайте подробнее поговорим об особенностях подросткового возраста.

Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.

Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, неравномерным развитием по различным направлениям. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик «скачка роста» приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек «скачок роста» обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько лет).

Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

Для подростков характерна полярность психики:

  • Целеустремленность, настойчивость и импульсивность
  • Неустойчивость может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать
  • Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе
  • Потребность в общении сменяется желанием уединиться
  • Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью
  • Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью
  • Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Характерной чертой этого возраста является любознательность, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.

Центральное новообразование подросткового возраста — «чувство взрослости»- отношение подростка к себе как к человеку взрослому.

Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию.

Многое он не делает сам, многое — не разрешают родители, которых все также приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и «наградить» (опять таки, по своему разумению – карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь). До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется!

Отсюда и появляются атрибуты «псевдовзрослости»: курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление «я тоже имею свою личную жизнь»). Копируют любые отношения.

Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений — это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. Надо искать пути к взаимопониманию:

  •  Быть чутким, наблюдательным. Необходимо научиться видеть и чувствовать настроение подростка, считаться с ним, уметь предвидеть ответную реакцию на сказанное и совершенное тобой.
  • Быть тактичным, деликатным.
  • Уметь слушать и слышать подростка.
  • Уважительно относиться к мнению подростка, к его точке зрения.
  • Не повышать голос. Крик — это не аргумент в споре.
  • Быть терпимым. Уметь подбирать нужные слова.
  • Не позволять грубых высказываний.

Очень важно, чтобы в этот непростой период рядом с детьми были вы, уважаемые родители.

Очень важно в отношениях с подростками не только слушать, но и слышать, чувствовать ребенка. Ведь не всегда наши дети могут выразить словами свое внутреннее состояние.